Круглый стол «Колледж-выпускник-работодатель»

  • 18 Май 2018

16 мая в ГПОБУ АО «Амурский колледж искусств и культуры» состоялся круглый сто по теме «Колледж-выпускник-работодатель» по вопросам профессиональной самореализации, трудоустройства молодых специалистов. В работе круглого стола приняли участие руководители детских школы искусств области, начальники отделов культуры муниципальных городов и районов области, руководители областных учреждений культуры. В рамках мероприятия прошла презентация выпускающих специальностей, выпускники колледжа провели уроки, где продемонстрировали профессиональные компетенции в рамках основных видов профессиональной деятельности, работодатели пообщались с выпускниками, где в ходе встречи в конструктивном диалоге с выпускниками колледжа обозначили проблемы закрепления молодых специалистов по своим территориям, рассказали о преимуществах, перспективах работы и карьерного роста молодых специалистов.

Организация подобных встреч содействует трудоустройству выпускников, их профессиональной ориентации. При этом потенциальные работодатели получают достоверную информацию о будущих кадрах среднего звена, имеют возможность координировать дальнейшую работу по привлечению молодых специалистов.

В преддверии встречи администрацией колледжа было проведено социологическое исследование, целью которого было проанализировать обстоятельства вхождения выпускников на рынок труда после получения подготовки в колледже, степень оказанного влияния образовательной организации на дальнейшее трудовое поведение молодого специалиста.

В анкетах респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов разными способами: выбором предложенного варианта ответа, односложно или развернутым ответом. Всего в анкете было представлено 18 вопросов по разным направлениям исследования. Полученные ответы были объедены по следующим группам.

1. Влияние образовательной организации на формирование трудового поведения выпускников.

Данный вопрос включал в себя ряд вопросов, качающихся формирования в процессе обучения и воспитания необходимых профессиональных качеств: самостоятельность, ответственность, умение работать в команде, оперативность, деловитость, активная жизненная позиция, оптимистическое отношение к миру. Все эти качества необходимы современному специалисту. 84% опрошенных респондентов указали на то, что благодаря обучению в колледже эти качества усилились, а у отдельных лиц сформировались впервые. В развернутых ответах на вопрос «Что дало Вам обучение в колледже?» выпускники указали на получение профессиональных компетенций, формирование себя как личности, приобретение необходимых в трудовой деятельности умений и навыков.

2. Удовлетворенность выпускников качеством полученных знаний и умений в процессе обучения в колледже.

Данный вопрос тесным образом связан с предыдущим, однако позволил более детально проанализировать уровень удовлетворенности в целом и его причины в частности.

82% опрошенных выпускников удовлетворено уровнем полученной в колледже профессиональной подготовки. По их мнению, на это в большей степени повлияло следующее:

— качественное и объемное изучение профессиональных дисциплин (практически все респонденты указывали на дисциплины специальности, методику преподавания дисциплин специальности, а также на психологию и педагогику), что позволило освоить не только в теории, но и на практике полученные знания;

— влияние личности педагогов на профессиональную подготовку и духовно-нравственную культуру обучающихся (в данном случае, в основном, указывались педагоги-наставники курсов, чье взаимодействие с обучающимися было наиболее тесным на протяжении всего периода обучения). Данный момент очень важен, поскольку элемент «подражания», «копирования» манеры поведения своего наставника характерен для данного возраста респондентов.

3. Уровень психологической готовности к профессиональной деятельности, активности выпускников в освоении рынка труда.

Данный фактор анализировался с позиции умения выпускников правильно выбирать цели своей трудовой деятельности, наиболее важные факторы при выборе места работы, адекватной самооценки.

Относительно целей своей трудовой деятельности назывались три основные:

— самовыражение, самосовершенствование — 75%;

— профессиональная самореализация — 80%;

— карьерный рост — 69%.

Выбор данных целей говорит о том, что у выпускников в значительной степени сформировано правильное представление о профессиональной деятельности, поскольку на первых курсах в рамках проводимых исследований в большей степени указывается иной ответ «общественное признание, известность». За период обучения в колледже, студенты формируют совершенно иные представления о получаемой специальности, осознают ведущую роль педагогической работы (для студентов, получающих квалификацию «преподаватель»), именно поэтому и цели меняются в сторону реальных, жизненных приоритетов.

Также по итогам анкет можно сделать вывод о правильном понимании наиболее важных факторов, учитываемых при выборе места работы. Выпускники делают ставку на: репутацию организации в качестве работодателя — 89%; достойный социальный пакет — 78%; наличие перспектив личного роста — 75%; благоприятную атмосферу в коллективе — 73%.

Кроме того, выпускники понимают сложность трудоустройства молодого специалиста, не имеющего опыта работы и рекомендаций, поэтому адекватно оценивают уровень своей заработной платы в начале своей трудовой деятельности от 15 000 до 25000 рублей. Все это характеризует психологическую готовность выпускников к процессу вхождения в самостоятельную трудовую жизнь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что выпускники уверенно себя чувствуют на рынке труда, а также планируют дальнейшее обучение по специальности в высших учебных заведениях для совершенствования профессиональных навыков.